Мишель Уэльбек

Мир как супермаркет и насмешка

 

Артур Шопенгауэр не верил в Историю. Поэтому он умер в уверенности, что его открытие - концепция мира, су­ществующего, с одной стороны, как воля (как желание, как жизненный порыв), а с другой стороны, понимаемого как представление (само по себе нейтральное, чистое, аб­солютно объективное, а потому поддающееся эстетичес­кому воспроизведению), что это его открытие переживет века. Сегодня мы можем сказать, что он оказался не сов­сем прав. Открытые им закономерности еще можно распоз­нать в сложной канве наших жизней, но они претерпели такие метаморфозы, что суть их можно теперь поставить под вопрос.

Слово "воля" означает длительное напряжение, долго­временное усилие, сознательно или бессознательно на­правленное на достижение некоей цели. Конечно, птицы все еще вьют гнезда, олени еще сражаются за самок. Шо­пенгауэр мог бы сказать, что это один и тот же олень сра­жается, одна и та же личинка зарывается в землю с того нелегкого дня, когда они впервые появились на Земле. Однако у людей все совсем иначе. Логика супермаркета предусматривает распыление желаний; человек супер­маркета органически не может быть человеком единой воли, единого желания. Отсюда и некоторое снижение ин­тенсивности желаний у современного человека. Не то что бы люди стали желать меньше, напротив, они желают все больше и больше, но в их желаниях появилось нечто крикливое и визгливое. Не будучи чистым притворством, желания эти в значительной степени заданы извне - пожа­луй, можно сказать, что они заданы рекламой в широком смысле этого слова. Ничто в них не напоминает о той сти­хийной, несокрушимой силе, упорно стремящейся к осу­ществлению, которая подразумевается под словом "воля". Отсюда и недостаток индивидуальности, заметный у каж­дого.

Что до представления, то оно, будучи непоправимо от­равлено смыслом, полностью утратило чистоту. Можно считать чистым лишь то представление, которое предлага­ет себя только как таковое, которое претендует быть только отображением внешнего мира (реального или воображае­мого, но внешнего), другими словами, не включает в себя собственный критический комментарий. Активное исполь­зование в представлении аллюзий, насмешек, интерпрета­ций, юмора очень скоро привело к выхолащиванию искус­ства и философии, превратив их в обобщенную риторику. Любое искусство, как и любая наука, - это средство обще­ния людей друг с другом. Очевидно поэтому, что эффек­тивность и интенсивность общения снижаются и могут ис­чезнуть совсем, если возникает сомнение в правдивости сказанного, в искренности изображенного (можно ли, на­пример, представить себе науку, основанную на личных интерпретациях?). Творческое оскудение, которое прихо­дится констатировать в различных областях искусства, есть не что иное, как оборотная сторона столь характерной для современного общества неспособности к беседе. Ведь современная беседа протекает так, словно прямое выраже­ние какого-либо чувства, эмоции или мысли стало недопу­стимым, как нечто слишком вульгарное. Все должно быть пропущено через деформирующий фильтр юмора, юмора, который, конечно же, в конце концов самоистощается, оборачиваясь трагической немотой. Такова и история пресло­вутой "некоммуникабельности" (следует отметить, что широкая эксплуатация этой темы нисколько не помогла в борьбе с некоммуникабельностью, которая сейчас распро­странена как никогда, хоть людям и порядком надоело рас­суждать о ней), и трагическая история живописи в XX ве­ке. Эволюция живописи в наше время стала отображением эволюции коммуникабельности, хотя тут можно говорить не о прямом подобии, а скорее о некоем сходстве атмосферы. В обоих случаях мы оказываемся в болезненной, насквозь фальшивой атмосфере, где все смехотворно и где самая смехотворность в итоге вырастает в трагедию. Поэтому среднестатистический прохожий, оказавшийся в картин­ной галерее, не должен оставаться там слишком долго, ес­ли хочет сохранить свою ироническую отстраненность. Уже через несколько минут им овладеет легкая паника, или, во всяком случае, он ощутит некое затруднение, некое неудобство, пугающее ослабление чувства юмора.

(Трагизм возникает именно в этот момент, когда смехо­творное перестает осознаваться как fun1. Это своего рода психологический сдвиг, который означает появление у чело­века непреодолимого стремления к вечности. Рекламе удает­ся избежать этого нежелательного для нее эффекта только с помощью непрестанного обновления своих личин, но живопись по-прежнему стремится выполнять свою задачу - создавать долговременные объекты, наделенные инди­видуальными чертами. Именно эта ностальгия по бытию и придает ей ореол скорби и в итоге превращает ее в вер­ное отражение того состояния духа, в котором находится западный человек.)

А вот литература в тот же период находится в относи­тельно добром здравии. Это легко поддается объяснению. Литература по сути своей - искусство концептуальное; строго говоря, это единственный вид искусства, который действительно можно назвать концептуальным. Слова - это концепты, штампы - это тоже концепты. Нельзя ни утверж­дать, ни отрицать, ни подвергать сомнению или осмеянию что бы то ни было без помощи концептов и без помощи слов. Отсюда и удивительная живучесть литературного про­цесса, который может самоопровергаться, саморазрушать­ся, объявлять себя бесперспективным, не переставая при этом быть самим собой; который выдержит любое погруже­ние в бездну, любое разъятие на части, любое наслоение ин­терпретаций, сколь угодно тонких; который, упав, отряхива­ется и снова встает на лапы, точно собака, вылезающая из пруда.

В противоположность музыке, в противоположность живописи и кино литература способна проглотить и пере­варить насмешку и юмор в неограниченном количестве. Опасности, подстерегающие литературу сегодня, не имеют ничего общего с теми опасностями, которые подстерега­ли другие искусства, а порой и наносили им непоправи­мый вред. Эти опасности скорее связаны с акселерацией восприятий и ощущений, характерных для логики гипер-маркета. В самом деле, ведь книгу можно оценить только постепенно; она требует обдумывания (не столько в смысле интеллектуального усилия, сколько в смысле возвраще­ния назад); не бывает чтения без остановки, без движе­ния вспять, без перечитывания. Это невозможная, даже абсурдная вещь в мире, где все изменчиво, все текуче, ни­что не имеет непреходящей ценности - ни правила, ни ве­щи, ни живые существа. Изо всех сил (а силы у нее когда-то были могучие) литература сопротивляется понятию непрерывной актуальности, абсолютизации настоящего времени. Книги ждут читателей, но у этих читателей должно быть свое собственное, стабильное существова­ние. Они не могут быть просто потребителями, безлики­ми тенями, они в каком-то смысле должны быть субъек­тами.

Измученным трусливой манией политкорректности, за­мороченным потоком псевдоинформации, который создает у них иллюзию постоянного изменения жизненных катего­рий (мы якобы уже не можем мыслить так, как мыслили де­сять, сто, тысячу лет назад), современным западным людям больше не удается быть читателями, они уже неспособны удовлетворить смиренную просьбу раскрытой перед ними книги: быть просто человеческими существами, мыслящи­ми и чувствующими самостоятельно.

Тем паче они не могут играть эту роль перед другим су­ществом. А следовало бы, ибо этот распад личности по су­ти - трагедия. Каждый, испытывая мучительную носталь­гию, требует от другого то, чего тот уже не в силах ему дать; точно бесплотный, безглазый призрак, он ищет пол­ноту жизни, которой лишился. Ищет прочность, долговеч­ность, глубину. Ищет, но, разумеется, не находит, и муки одиночества, которые он испытывает, невыразимы.

Смерть Бога на Западе стала прелюдией к грандиозному метафизическому сериалу, который продолжается и в наши дни. Всякий историк умонастроений сможет подробно вос­создать различные этапы этого процесса. Коротко говоря, христианство мастерски ухитрялось сочетать в душе чело­века исступленную веру - по сравнению с Посланиями апостола Павла вся культура античности кажется нам сего­дня до странности вялой и тусклой - с надеждой на вечную приобщенность к абсолютному бытию. После того как эта мечта угасла, были сделаны многочисленные попытки дать человеку надежду на какой-то минимум бытия, чтобы при­мирить мечту о бытии, которая жила в его душе, с гнетущей очевидностью будущего. Но до сих пор все эти попытки оказывались безуспешными, и беда продолжала распрост­раняться.

Последняя по времени из таких попыток - реклама. Хоть она и ставит себе целью возбудить, разжечь желание, сама превратиться в желание, все ее методы, по сути, весьма близки к тем, которые были характерны для мора­ли прошлого. Ибо она вырабатывает некое устрашающее и жесткое Сверх-Я, которое беспощаднее любого когда-либо существовавшего императива, которое прилипает к че­ловеку и непрестанно твердит ему: "Ты должен желать. Ты должен быть желанным. Ты должен участвовать в общей гонке, в борьбе за успех, в кипучей жизни окружающего мира. Если ты остановишься - ты перестанешь существо­вать. Если отстанешь - ты погиб". Начисто отрицая поня­тие вечности, определяя самое себя как процесс непре­станного обновления, она стремится к подавлению субъекта, к превращению его в послушную марионетку будущего. И это формальное, поверхностное участие в жизни окру­жающего мира призвано заменить в человеке жажду бы­тия.

Реклама не справляется со своей задачей, люди все ча­ще впадают в угнетенное состояние, все сильнее чувствует­ся общая растерянность, однако реклама продолжает разви­вать базовые структуры для принятия своих сообщений. Она продолжает совершенствовать средства передвижения для существ, которым некуда ехать, потому что они нигде не чувствуют себя дома; создавать новые средства связи для существ, которым уже нечего сказать друг другу; облег­чать контакты между существами, которым уже не хочется общаться с кем бы то ни было.

 

 

Хостинг от uCoz